Взаимодействие власти и пациентского сообщества – основа построения пациентоориентированного здравоохранения в Российской Федерации
28 ноября – 1 декабря 2019 года в г. Москве проведен X Всероссийский конгресс пациентов. Мероприятие объединило тех, кто интересуется ходом модернизации отечественного здравоохранения, реализацией нацпроектов, переходом на новую систему лекарственного обеспечения и другими вопросами, формирующими актуальную новостную повестку в этой сфере.
Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова назвала российскую модель здравоохранения одной из самых передовых в мире. «Система огромная, у нас 75 тысяч медорганизаций и 2,5 миллиона только специалистов. Но мы единственная страна, в которой обеспечивается бесплатное посещение больных на дому, нигде больше нет вызова врача на дом, ни в одной стране мира», – подчеркнула Министр. Она добавила, что сегодня российские пациенты не должны долго ждать самых различных исследований, в том числе и дорогостоящих: «При подозрении на онкологические заболевания со следующего года – это 7 рабочих дней, включая любой метод, КТ, МРТ и так далее».
«Сегодня уже нет бесполезных споров, нужна ли нам страховая модель в здравоохранении, – отметил председатель координационного совета МОД «Движение против рака», член Общественного совета при Минздраве России Николай Дронов, – Система ОМС становится драйвером российского здравоохранения».
Финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования на 2020 год за счет средств субвенций ФОМС утверждено в размере более 2,2 триллионов рублей, сообщила заместитель Председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук: «Основным принципом сферы ОМС является гарантия бесплатного оказания медпомощи застрахованным гражданам в соответствии с базовой программой ОМС. Бюджетом Федерального фонда ОМС на 2020-2022 годы запланирована субвенция на выполнение программы ОМС в размере на 2020 год более 2,2 триллионов рублей. Это более чем в 3,5 раза превышает расходы на оказание медицинской помощи в базовой части, если сравнивать с показателями последних 7 лет».
Светлана Кравчук отметила, что только с 2013 года базовая программа ОМС стала бездефицитной, и это позволило включить в нее всеобщую диспансеризацию: «Если в 2014 году диспансеризацией были охвачены только отдельные категории граждан и дети, то в настоящее время уже проводится всеобщая диспансеризация населения страны. В систему ОМС также включены ЭКО, гемодиализ, КТ и МРТ, ПЭТ-диагностика. То есть мы все больше расширяем возможности, которые предоставляются пациентам не по квоте. В настоящее время это уже целый перечень доступных населению медуслуг, оказываемых методом высокотехнологичной помощи в рамках базовой программы, что позволяет увеличить доступность населения к данным методам».
Ключевым для ОМС является создание системы защиты прав застрахованных. «Система страховых представителей действует с 2016 года. Страховые представители работают на горячих линиях в круглосуточном режиме. Это те люди, которые сопровождают и организуют проведение диспансеризации и профилактических осмотров совместно с медорганизациями. Такой принципиально новый подход внедряется с прошлого года и уже нашел отражение в рамках реализации нацпроектов текущего года. Это не только непосредственное сопровождение при организации диспансеризации и индивидуальное информирование, но и контроль постановки на диспансерное наблюдение», – рассказала Светлана Кравчук.
В этом году о необходимости прохождения диспансеризации было проинформировано 50 миллионов человек. В результате такой работы число россиян, пришедших на профилактические осмотры, увеличилось на 6-7 % в год. Индивидуальная работа страховых медицинских организаций с застрахованными лицами приносит результаты в профилактике, которая сегодня является приоритетным направлением развития здравоохранения. Если в 2017 году профилактикой было охвачено 21,2 миллиона человек, то в 2018 – 30,8 миллионов человек, а в 2019 – 52,2 миллиона.
«Тут важна работа страховых организаций, которые разъясняют, как можно записаться на диспансеризацию, участвуют в информировании населения, когда приезжает мобильная бригада в отдаленные районы. В текущем году 4,5 миллионов человек поставлены на диспансерное наблюдение. Теперь необходим контроль этой работы», – пояснила Светлана Кравчук.
Контроль своевременности и полноты постановки на диспансерное наблюдение, медицинское сопровождение застрахованных лиц – это одна из приоритетных задач, которая сегодня стоит перед страховыми медицинскими организациями. Начиная с 2015 года рост постановки на диспансерное наблюдение составил 88 %. Если в 2015 году на диспансерном наблюдении находились 5,8 миллионов человек, в 2018 году – 10,9 миллионов человек, то в этом году - 20,3 миллионов человек.
Своевременное и качественное диспансерное наблюдение имеет важнейшее значение для реализации национального проекта «Здравоохранение». Так директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России Екатерина Каракулина пояснила, что важнейшая задача федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», который является частью нацпроекта, – снижение смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тысяч человек к 2024 году. И для достижения данных показателей своевременная постановка на диспансерное наблюдение является жизненно важной. «Всего 23% смертей по причине всех болезней системы кровообращения происходит в острый период, а 77 % смертей – это хронические состояния, дефекты диспансерного наблюдения», – сказала она. В связи с этим перед страховыми медицинскими организациями стоит важнейшая задача по контролю и оперативному реагированию на нарушения, которые выявляются в ходе диспансерного наблюдения.
Важный момент в реализации национального проекта «Здравоохранение» – работа с онкопациентами. Светлана Кравчук рассказала, что в текущем году очень серьезно увеличено финансирование по программе борьбы с онкологией: «В этом году 70 миллиардов рублей дополнительно направлено на химиотерапию, на обеспечение необходимыми препаратами онкопациентов. В следующем году мы увеличиваем еще на 50 миллиардов рублей финансирование лечения онкозаболеваний. В систему ОМС входит не только ПЭТ-диагностика, но и ПЭТ-лечение».
Также заместитель Председателя ФОМС подчеркнула важность включения представителей пациентских организаций в Координационные советы по защите прав застрахованных в регионах, а также необходимость систематизировать работу фондов ОМС с пациентскими сообществами.
Не менее важна информированность пациентов о своих правах. Эту задачу тоже решают страховые медицинские организации. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заметила, что сегодня система страховых медицинских организаций переживает трансформацию: «Количество страховых медицинских организаций резко уменьшилось – со 150 до 35. Остались только самые сильные и ответственные компании. Допуск страховых медицинских организаций в систему ОМС разрешается по очень жестким критериям. И мы развиваем систему защиты прав пациентов на основе страховых медицинских организаций как части системы обязательного медицинского страхования».
Она сообщила, что уже многое сделано для защиты прав пациентов. До 2024 года в каждом регионе каждая страховая медицинская организация должна будет иметь профильный офис по защите прав пациентов.
Одновременно с этим страховые медицинские организации используют инновационные методы для взаимодействия с пациентами. Министр высоко оценила инициативу компании «Капитал МС». Страховая медицинская организация приступила к выводу на рынок нового сервиса для пациентов – «Виртуальный помощник», который не требует мобильного сервисного приложения, при этом его можно использовать через любой мессенджер. «Информирование пациентов очень важно, и мы информируем их традиционными способами – через смс, телефонные обзвоны, почтовую рассылку и т.п. Но люди 20-45 лет не так часто обращаются в медицинские организации и не очень откликаются на смс-оповещения, но много времени проводят в социальных сетях и мессенджерах, – рассказала Надежда Гришина, генеральный директор «Капитал МС», – Для этой категории граждан мы создали интернет-сервис, который позволит получить доступ ко всей информации об организации медицинской помощи по ОМС».
К настоящему моменту компания уже реализовала через интернет-сервис образовательный курс для пациентов «Как лечиться бесплатно». На курс можно записаться через официальный сайт «Капитал-МС». Пользователи могут бесплатно получать уроки на свою электронную почту. «Данный курс также размещен на популярной виртуальной платформе Академия «Лайфхакер» с несколькими миллионами пользователей, и за месяц его прошли уже более 2,5 тысяч человек», – разъяснила Надежда Гришина.
С помощью «Виртуального помощника» в скором времени можно будет узнать о диспансеризации, о том, какие возможности предоставляет система ОМС, как получить полис ОМС, какие профилактические обследования можно пройти бесплатно для конкретного пола и возраста и связаться напрямую со страховым представителем компании.
В дальнейшем наглядные возможности интернет-сервиса для застрахованных страховая медицинская организация планирует демонстрировать в медицинских организациях, в печатных информационных материалах компании, а также в сети интернет.
Вероника Скворцова поддержала данную инициативу: «Это эффективное и быстрое решение проблем застрахованного. Сделано все очень понятно – можно получить доступ к основной информации о бесплатном оказании медицинской помощи. Работает прекрасно. Подобные системы необходимо внедрять как можно шире».