Изоражение сердечка из пальцев
Логотип

Шпаковская РБ

Единый контактный номер: 8 (86553) 2-13-51

Детский телефон доверия: 8 (800) 200-01-22

e-mail: shcrb@mail.ru

"Второй лишний" - до конца голосования остаются сутки, у вас есть возможность выразить свое мнение

Друзья, прочитайте этот текст, пожалуйста. Даже если вы очень торопитесь.

Прямо сейчас обсуждается законопроект "второй лишний", по которому лекарства будут закупаться у единственного отечественного поставщика, если он организует полный цикл производства в России. Никакие другие производители просто не будут допускаться к торгам. Никакого выбора препарата у врачей и пациентов не останется. Пока постановление касается не такого большого числа наименований, но лиха беда начало.

Когда проект только появился, пациентские организации выступили против - и на сайте голосования против проекта довольно быстро начали расти голоса "против".

Прямо сейчас, когда до конца голосования остаются сутки, мы видим стремительный рост голосов "за".

Еще раз обращаю ваше внимание на то, что лекарства - это то, что касается всех. Вас, ваших родителей, детей, бабушек, друзей и любимых людей.

Пожалуйста, пройдите по ссылке в первом комменте, авторизуйтесь - при авторизации наверху появится плашка голосования - и выразите свое мнение.

Пожалуйста, попросите об этом своих друзей и знакомых.

Это ваше будущее.

 

Отечественные производители лекарств получат новые преференции в госзакупках

Текст: Елена Манукиян

Российским фармпроизводителям хотят предоставить новые преимущества на торгах перед иностранными компаниями. Закупки с использованием механизма "второй лишний" планируется ввести в пилотном режиме для ограниченного перечня препаратов, полный цикл производства которых представлен на территории нашей страны или Евразийского экономического союза. Законопроект об этом, разработанный Минпромторгом, проходит общественное обсуждение.

В министерстве объяснили, как будет работать механизм "второй лишний". Сначала заказчик объявляет конкурс на закупку препарата. Если одна из заявок на участие в нем будет представлена производителем, который выпускает лекарство на территории России или Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по полному циклу, то она автоматически побеждает. Если таких заявок окажется несколько, то они будут соревноваться между собой по критерию наименьшей цены: побеждает тот поставщик, чья стоимость окажется ниже. Если заявок по полному циклу в рамках конкурса вообще нет, должен применяться механизм "третий лишний", когда торгуются участники, у которых часть производства находится на территории нашей страны или ЕАЭС, а если и таких не будет, то к торгам допускаются иностранные компании.

"Механизм "второй лишний" позволит ускорить локализацию производства полного цикла лекарств из перечня стратегически значимых, не вводя при этом никаких запретов для деятельности иностранных производителей на территории России - это поможет сбалансировать механизм с потребностями и исключить риски дефектуры для системы здравоохранения", - говорит министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Он пояснил, что применяться закупки с механизмом "второй лишний" на первом этапе будут только в отношении 15 препаратов. К ним относятся абакавир, атазанавир, бевацизумаб, зидовудин, зидовудин+ламивудин, иматиниб, инсулин гларгин, инсулин лизпро двухфазный, лопинавир+ритонавир, протионамид, ритуксимаб, тенофовир, тиоуреидоиминометилпиридиния перхлорат, трастузумаб, эфавиренз.

В России полностью представлено производство этих лекарств, начиная с синтеза молекулы действующего вещества. Мощности производителей соответствуют потребностям системы здравоохранения. Перечень в дальнейшем будет дополняться. При этом механизм "второй лишний" вводится, в первую очередь, для того, чтобы снизить зависимость нашей страны от импортных лекарственных препаратов, отмечают в Минпромторге.

"Механизм, о котором идет речь, я бы не называл "второй лишний" или еще какой-то лишний, это, в первую очередь, одна из мер, сигналов, если хотите, демонстрирующих государственную политику в области фармацевтической промышленности", - говорит замгенерального директора по корпоративным связям и коммуникациям отечественной фармкомпании BIOCAD Алексей Торгов. Он напомнил, что без собственного биотехнологического производства, например, было бы невозможно производить вакцины и моноклональные антитела для лечения осложнений новой коронавирусной инфекции в нужных стране объемах. Не имея собственных фармзаводов, многие зарубежные страны сегодня, заключают контракты на поставку лекарственных препаратов и не получают их вовремя, ждут очереди, но повлиять на ситуацию не могут.

С 2015 года при закупках лекарств применяется механизм "третий лишний", который уже доказал свою эффективность, обратил внимание генеральный директор компании "Герофарм" Петр Родионов. Его внедрение стимулировало российских производителей к разработке собственных инновационных продуктов и открыло новые возможности для системы здравоохранения, подчеркнул он. Помимо этого, действие правила "третий лишний" привело к снижению средней цены за упаковку лекарств с международными непатентованными названиями (МНН), что позволило существенно сэкономить государственный бюджет. Механизм также стимулировал иностранные компании к тому, чтобы они запускали производства на территории России. То есть это не ограничение для иностранных препаратов, а именно поддержка и стимулирование локализации лекарственных средств на территории нашей страны, подчеркнул Родионов.

Во Всероссийском союзе пациентов опасаются, что мера приведет к лекарственной монополии. "Ограничение конкуренции не улучшит доступность и качество медпрепаратов. Мы считаем, что нужны другие меры поддержки отечественного фармпроизводителя, и что создавать такие тепличные условия довольно рискованно", - говорит руководитель организации Юрий Жулев.

По словам главы евразийского бизнес-подразделения фармацевтической компании "Босналек" Валентины Бучневой, введение преференций 100% локализованным производителям в ближайшей перспективе может создать вполне реальный риск для возникновения дефицита лекарств и роста цен на них. Она пояснила, что около 80% сырья для фармакологического производства сегодня - привозное, кроме того, отрасль испытывает кадровый дефицит. Соответственно, производителям потребуется целый комплекс мер господдержки, чтобы локализовать производства.

Бучнева подчеркнула, что в целом меры по поддержке локальных производителей - это стандартная протекционистская практика для правительств разных стран, направленная на интересы граждан. Безусловно, она сможет обеспечить определенную лекарственную независимость страны - и от перебоев в поставках сырья. Однако для фармрынка подобные меры нужно применять максимально осторожно, считает эксперт. "Нельзя допустить дефицита: человек может обойтись без импортного сыра или гаджета, но не без лекарств. Здесь стоит вопрос здоровья и иногда - жизни", - заключила она.

Между тем, по данным фармкомпании IQVIA, после введения правила "третий лишний" доля препаратов инсулина, локализованных со стадии готовых лекарственных форм в России увеличилось с 43% в 2016 году до 69% в 2018 году, а произведенных по принципу полного цикла выросло с 16% до 19%. По итогам прошлого, 2020 года, 79% рынка занимают препараты, произведенные в России. Это не только отечественные компании, но и иностранные, которые развернули производство в России со стадии готовой лекарственной формы - например, Sanofi.

Всего сегодня в России более 500 организаций с лицензией на производство лекарств. За последние 10 лет открыто более 60 фармацевтических производственных площадок, в том числе иностранными компаниями построено 16 фармзаводов.

Из 29 антиковидных препаратов, рекомендованных для лечения COVID-19 Минздравом, в России выпускают 21. При этом объемы производства продолжают расти.

Источник

 

Второй не должен быть лишним

Основным критерием для закупки любого препарата должна быть его эффективность, а не страна-производитель. Однако согласно проекту правительственного постановления интересы детей не учитываются.

Каждое искусственное ограничение в закупках — шаг к лекарственному дефициту, а затем и к катастрофе. Об этом не раз предупреждали врачи и общественники. Но даже прошлогодний беспрецедентный лекарственный кризис не стал уроком для тех, для кого вытеснение работающих лекарств — это патриотизм и забота об отечественном производителе. Хороший был кризис, можем повторить?

Алексей Александровия Масчан? Фото: Юлия Ласкорунская

Что же произошло?

15 ноября в российских СМИ появилась новость о проекте правительственного постановления, который получил название «второй лишний». Почему «второй лишний»? Потому что этот проект гласит: если на государственные и муниципальные торги по некоторым наименованиям лекарств выходит хоть одна компания, производящая соответствующее лекарство в России (или в любой другой стране Евразийского экономического союза) по полному циклу, от сырья до упаковки, то она автоматически становится победителем. Заявки от других производителей в этом случае не рассматриваются.

«Мы приветствуем производство качественных российских лекарств. Но нельзя, говоря о стимулировании развития отечественной фармы, искусственно создавать неконкурентную среду, искусственно вытеснять с рынка проверенные препараты, — говорит доктор медицинских наук Алексей Масчан, заместитель генерального директора Центра детской гематологии имени Дмитрия Рогачева. — А сейчас у Минпромторга возникла идея дальнейшего ужесточения. Нет сомнений, что дальше они попытаются распространить новый опыт и на другие препараты — хотя в реальности в России пока очень мало производств полного цикла. Зарубежные лекарства, лишенные доступа к госзакупкам, просто уходят с российского рынка. И в ситуации, когда они понадобятся, их может уже физически не быть в России. Мы не раз такое видели».

Алексей Масчан, заместитель генерального директора НМИЦ ДГОИ: Новое предложение Минпромторга — это катастрофически плохо, как и «третий лишний». И это, к сожалению, не ошибка, а сознательная политика.

Сейчас в списке лекарств, на которые должно распространяться новое постановление, 15 наименований. Это противовирусные, противоопухолевые, антидиабетические и противотуберкулезные препараты. Четыре лекарства из списка активно применяются онкологами и гематологами, причем три из них — как взрослыми, так и детскими. Впрочем, речь идет о пилотном проекте, а это означает, что в планах Минпромторга — дальнейшее расширение этого списка.

Еще до публикации проекта постановления врачи, общественные и пациентские организации выражали крайнее беспокойство. Основным критерием для закупки препарата должна быть его эффективность, а не страна производства! Чем больше на российском рынке возникает ограничений на доступ к известным, давно проверенным лекарствам, тем хуже для качества оставшихся препаратов, тем сложнее обеспечить своевременное лечение, тем меньше мотивации у участников рынка. И самое страшное — есть риск вскоре снова столкнуться с ситуацией, когда детей и взрослых нечем лечить.

История вопроса

Несколько лет назад для госзакупок лекарств было введено правило, получившее название «третий лишний» (постановление Правительства РФ № 1289 от 30.11.2015 г.). Согласно этому постановлению, государственные и муниципальные заказчики в ходе торгов не могут принимать заявки от зарубежных производителей лекарств, если на эти торги поступило не менее двух заявок на поставку препаратов с тем же международным непатентованным наименованием (то есть фактически с тем же действующим веществом) от производителей из стран ЕАЭС. При этом, однако, в «третьем лишнем» не было требования «полного цикла» — то есть требования, чтобы в стране были локализованы все стадии производства, от сырья до упаковки.

Декларируемой целью правила «третий лишний» была поддержка отечественных фармпроизводителей. Но в то же время оно стало серьезным ударом для пациентов и врачей. Сочетание «третьего лишнего» и неудовлетворительной ценовой политики за последние несколько лет регулярно приводило и к проблемам с качеством, и к дефициту жизненно важных лекарств из-за ухода производителей с российского рынка.

Алексей Масчан, заместитель генерального директора НМИЦ ДГОИ: С уходом иностранных компаний стали исчезать самые необходимые лекарства — те, без которых уже нельзя никак.

А в 2020 году в онкологии и вовсе разразился полномасштабный лекарственный кризис: многие болезни оказалось просто нечем лечить! Правительству пришлось срочно выводить из-под действия «третьего лишнего» ряд дефицитных онкологических препаратов, а также придумывать механизм оперативного пересмотра закупочных цен. Даже после этого ситуация нормализовалась далеко не сразу — и мы можем только гадать, какой ценой для сотен больных, у которых каждый день на счету.

Онкологические и гематологические

Предполагается, что под действие «второго лишнего» подпадут следующие популярные противоопухолевые препараты:

  • Ритуксимаб — препарат, используемый при лечении В-клеточных лимфом, хронического лимфолейкоза и некоторых аутоиммунных заболеваний. В России сейчас представлен торговыми наименованиями «Ацеллбия», «Мабтера» и некоторыми другими.

  • Иматиниб — старейший таргетный противоопухолевый препарат, основа лечения при хроническом миелоидном лейкозе. Применяется также в случаях острого лимфобластного лейкоза, осложненных определенной генетической «поломкой», и при некоторых редких опухолях. Торговые наименования — «Гливек», «Иматиниб», «Филахромин» и многие другие.

  • Бевацизумаб — лекарство, которое не дает опухоли строить собственную сосудистую сеть, а значит, мешает ее кровоснабжению и сдерживает ее рост. Этот препарат является неотъемлемым компонентом терапии при целом ряде онкологических заболеваний. Известен под торговыми наименованиями «Авастин» и «Авегра».

  • Трастузумаб — препарат, который, в отличие от трех предыдущих, почти не применяется в детской онкологии, но очень важен для взрослой. Этот препарат играет ключевую роль в лечении одного из самых опасных вариантов рака молочной железы. Наиболее известные торговые наименования — «Гертикад» и «Герцептин».

«Это катастрофически плохо»

Мы попросили Алексея Масчана прокомментировать ситуацию.

Что означает проект, предложенный Минпромторгом, для всех нас?

Новое предложение Минпромторга — это катастрофически плохо, как и «третий лишний». И это, к сожалению, не ошибка, а сознательная политика. Еще семь лет назад, когда только собирались принимать постановление «третий лишний», мы говорили — и я говорил! — что из-за вытеснения зарубежных препаратов пострадает качество лечения, пострадают пациенты. Так оно и оказалось.

Расскажите, что это может означать с точки зрения обеспеченности теми конкретными лекарствами, которые упомянуты в проекте. Например, ритуксимаб?

Да, есть российский ритуксимаб «Ацеллбия» производства компании «Биокад». Мы довольны этим препаратом, он эффективен. И, кстати, его эффективность легко можно проконтролировать на лабораторном уровне; остальные мы можем проконтролировать только по результатам лечения… Но нельзя, чтобы на рынке была только «Ацеллбия». Потому что не может, не должна обеспеченность лекарством зависеть только от одного производителя! Помните, как в прошлом году нас уверяли, что один производитель сможет обеспечить всю страну винкристином? Но «что-то пошло не так», и больные остались без лекарства.

Да, если в стране есть производство полного цикла, то нет такой зависимости от зарубежных поставщиков сырья. Но может произойти что угодно, любой технологический сбой. А тут выяснится, что все другие лекарства с тем же действующим веществом уже ушли из страны. Что будем делать? Ритуксимаб, кстати, в прошлом году был выведен из-под «третьего лишнего». Почему? Потому что потребность в лекарстве резко выросла, и невозможно было справиться только своими силами.

И еще один момент. Ритуксимаб — это биологический препарат, и у него не дженерики, а биоаналоги. Все биоаналоги хоть немножко, да различаются. И реакции на них разные у разных людей. Если больному не подходит одно лекарство, ему по индивидуальным показаниям должно быть назначено другое, с аналогичным действием. Но опять-таки — как это сделать, если другого лекарства на российском рынке уже просто не будет?

А другие лекарства? Например, иматиниб?

Та же история — нельзя, чтобы в распоряжении врачей был один препарат. Скажем, бывает, что на определенном препарате мы видим ухудшение ответа на терапию при хроническом миелолейкозе: число опухолевых клеток начинает расти. Иногда проблему решает замена препарата на другой с тем же действующим веществом. А если его будет не на что заменить? Никакие меры не должны приниматься в ущерб пациентам. У них нет времени ждать.

Примите участие в дискуссии! Проект постановления проходит стадию публичного обсуждения на портале regulation.gov.ru

Автор: Марина Молчанова

Источник

Ссылка на оригинал: Елена Грачева

Записаться на прием к врачу без очередей

На порталеGOOGLE PLAYappstore

Запишитесь на прием к врачу через интернет

Воспользуйтесь сервисом для записи на прием к врачу с помощью интернет-портала. Не тратьте время на посещение регистратуры и очереди. Также Вы можете записаться на прием при помощи мобильных приложений