Главный генетик Минздрава выступил против экспериментов с геномным редактированием эмбрионов в РФ
Главный внештатный специалист по медицинской генетике, председатель этического комитета Минздрава России Сергей Куцев не поддержал идею экспериментов с геномным редактированием эмбрионов. Он предложил взять под строгий контроль генно-инженерные исследования в стране.
Фото: Олега Кирюшкина
Российский биолог Денис Ребриков накануне сообщил о намерении повторить эксперимент китайского исследователя Хэ Цзянкуйя: «отредактировать» в эмбрионах человека ген CCR5, кодирующий белок, который может связываться с вирусом иммунодефицита. Целью эксперимента китайского ученого было предотвращение заражения детей от ВИЧ-положительных родителей.
Специалисты тогда выступили с резкой критикой экспериментов с геномным редактированием эмбрионов и половых клеток человека. Ст. 13 «Вмешательство в геном человека» Конвенции о биоэтике Совета Европы гласит: «Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека». Однако же китайский исследователь подверг изменению именно половые клетки.
Денис Ребриков утверждает, что его метод будет менее рискованным, чем метод китайского коллеги. Однако Сергей Куцев усомнился в этом: «В мире нет ни одной лаборатории, которая бы доказала безопасность редактирования генома половых клеток или эмбрионов. Всем известно, что технология CRISPR-Cas9, помимо ожидаемого изменения нуклеотидной последовательности ДНК, может вызывать ее непредсказуемые повреждения. Решение проблемы редактирования off-target не представила пока ни одна научная группа, и это одна из главных проблем применения технологии геномного редактирования. Остается риск задеть соседние, здоровые гены, при этом случайно задетый ген может стать причиной развития заболевания: наследственной или онкологической болезни».
По мнению эксперта, протоколы подобных экспериментов должны рассматриваться в Минздраве. Также Сергей Куцев обратил внимание на вопрос реальной необходимости подобных вмешательств: для применения радикальных мер необходимы медицинские показания. «Денис Ребриков собирается редактировать ген CCR5 с целью снижения восприимчивости плода и новорожденного ребенка к вирусу ВИЧ в том случае, если мать является ВИЧ-позитивной. Однако при использовании современных технологий ведения таких пациенток риск инфицирования плода и детей меньше 1%. Таким образом, риск экспериментов на эмбрионах человека получается крайне высоким, а их клиническое значение сомнительно. Надеюсь, что реакция научного сообщества отрезвит экспериментаторов, а Министерство здравоохранения возьмет под строгий контроль генно-инженерные исследования в России».