Система оказания первичной медицинской помощи: развитие и модернизация
О модернизации и особенностях развития системы первичной помощи в современной медицине рассказывает Дорош Ж.В., главный врач 2-го клинического отделения АО «Медицина», к.м.н., терапевт и врач общей практики.
О развитии системы первичной помощи
Участковый принцип оказания медпомощи, при котором пациент закреплялся за конкретным врачом в зависимости от места проживания, в определенный момент времени перестал быть основным. Хотя все приказы и программы наблюдения продолжают действовать, их никто не отменял. Поменялась сама система, из-за чего не удается сохранить административное объединение врача и пациента.
Сегодня во многих лечебных учреждениях пациент может прийти и записаться к любому специалисту. Но с точки зрения здоровья человека такой принцип медицинского обслуживания показывает себя хуже, чем участковый. Каждый раз приходя к разным врачам, пациенту приходится вновь "пояснять" свою историю болезни. Гораздо более эффективно, когда больного в течение практически всей жизни наблюдает один специалист, который знает все нюансы о его болезнях и здоровье в целом.
В клинике АО «Медицина» продолжает практиковаться система прикрепления к врачу и принцип курирования специалистом всего, что происходит с пациентом. Развитие системы семейного врача – прежде всего наличие врача-куратора, который знает пациента больше, чем знают его узкие специалисты. Причем здесь важна не только функция врача. Каждый семейный врач должен иметь две медицинских сестры, которые:
- обзванивают пациентов;
- напоминают и приглашают на визит к врачу;
- осуществляют минимальные манипуляции (измерение роста, веса, давления);
- уточняют жалобы пациента;
- сопровождают его на требуемые обследования и повторный визит к врачу-куратору.
Медицинская сестра определяет, насколько экстренным является визит пациента, чтобы понять, может ли больной подождать или ему необходим прием вне очереди. Профилактические осмотры и диспансеризация – это тоже возврат к участковому принципу оказания медицинской помощи. В клинике АО «Медицина» практикуется именно такой подход в медицинском обслуживании, и не просто так, а ввиду наибольшей эффективности в отношении лечения и профилактики различных заболеваний.
Какой должна быть идеальная система первичной помощи
По мнению Дорош Ж.В., идеальная система оказания медицинской помощи должна строиться на долгосрочном взаимодействии врача и пациента. Принцип, по которому человек сегодня приходит на прием к одному терапевту, а через некоторое время – уже к другому, сегодня постепенно теряет свою актуальность.
Личный врач-куратор более активно принимает участие в жизни и лечении пациента. В клинике АО «Медицина» по такому принципу работают терапевты, педиатры, гинекологи и врачи отделения семейной медицины. В рамках договора на оказание медицинских услуг врач-куратор:
- приглашает пациента на осмотр и диспансеризацию в утвержденном объеме;
- по результатам обследований предлагает профилактические мероприятия по предупреждению возможных заболеваний;
- при необходимости предлагает пройти расширенное обследование для обнаружения скрытых или ранних форм заболеваний;
- отвечает за диагностику и лечение всех острых состояний;
- дает рекомендации о необходимости вести определенный образ жизни, соблюдать ту или иную диету, отправиться на санаторно-курортное лечение.
Как должна развиваться система первичной помощи
Таким образом, развитие системы оказания первичной помощи должно быть своеобразным шагом вперед. Она должна совершенствоваться с учетом самых острых проблем в медицине, одной из которых на сегодня является поздняя диагностика заболеваний.
Задача модернизации – создать такую прослойку врачей первичного звена, которые смогут выявлять патологии на ранней стадии. Современная же система работает так, что пациент идет на прием уже к узкому специалисту, сам "понимая" свою проблему. Как правило, в таком случае болезнь уже находится в стадии прогрессирования.