Неэффективные страховые компании покинут рынок
Неэффективные страховые компании, которые не справляются с обязанностями по защите интересов граждан, покинут рынок
«Работа страховых медицинских организаций в последнее время претерпела серьёзные изменения. Сегодня они выводят на качественно иной уровень защиту прав застрахованных: если ранее страховые компании контролировали объём и качество медицинской помощи после её оказания, то сегодня они сопровождают пациента на всех этапах непосредственно в самом процессе оказания медицинской помощи», – сообщила председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко на форуме «Здоровое общество. На пути к цели: 80+», который состоялся 13 февраля т.г. в городе Сочи. В мероприятии принял участие директор Территориального фонда ОМС Ставропольского края Сергей Трошин.
Страховые медицинские организации являются полноправными участниками национального проекта «Здравоохранение», который объединяет восемь федеральных проектов, в том числе по борьбе с онкологическими заболеваниями, развитие системы первичной медико-санитарной помощи и т.д. Благодаря реализации этих проектов предполагается снизить смертность от новообразований и болезней системы кровообращения, сократить младенческую смертность, расширить охват профилактическими осмотрами, повысить доступность медицинской помощи, увеличить продолжительность жизни россиян и многое другое. Для достижения этих целевых показателей на страховые медицинские организации возлагаются расширенные функции по экспертно-контрольной деятельности. И этот контроль необходимо осуществлять не по факту оказания медицинской помощи, а в процессе.
В частности, страховые компании будут контролировать оказание помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, включая контроль за непрерывностью химиотерапии в рамках федерального проекта по борьбе с онкологией, контроль за соблюдением сроков и качества диагностики, обеспечение профильности госпитализации в соответствии с клиническими протоколами, постановку на диспансерный учёт в установленные сроки и так далее. В рамках федерального проекта по развитию первичной медико-санитарной помощи перед страховыми компаниями поставлена задача по созданию каналов обратной связи для пациентов непосредственно в медицинских организациях. Речь идёт о постах страховых представителей, которые сегодня уже существуют в «бережливых поликлиниках», и эту практику планируется распространить на все медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Оперативная обратная связь страховых компаний с пациентами также дает возможность контролировать все этапы медицинской помощи.
Михаил Мурашко, руководитель Росздравнадзора, отметил, что сегодня перед здравоохранением стоит задача сохранить на 230 тысяч жизней больше, чем в прошлом году. «Это огромная цифра и сложная задача. Мы видим, что порой разница в показателях уровня смертности в пределах одной области по разным, даже близлежащим районам, может отличаться в 2-3 раза. Это является большой проблемой. Важнейшая роль страховых компаний, на наш взгляд состоит в том, чтобы заниматься аналитикой показателя уровня смертности», – заявил глава надзорного ведомства.
Механизм, созданный приказом ФОМС от 04.06.2018 №104 «Об установлении формы и порядка предоставления отчетности о случаях оказания медицинской помощи и результатах экспертизы качества медицинской помощи», позволяет ежемесячно оценивать динамику роста заболеваемости и смертности застрахованных лиц, проводить анализ в сравнении с предыдущим месяцем текущего года. По результатам контрольно-экспертной деятельности территориальный фонд ОМС при выявлении нарушений в оказании медицинской помощи направляет информацию в орган исполнительной власти в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации и территориальный орган Росздравнадзора для принятия оперативных мер по исправлению ситуации.
Помимо контроля за медицинскими организациями на страховые компании сегодня возложена задача по персонализированному подходу к работе с пациентами.
«В России уже работают более 11 тыс. страховых представителей, которые индивидуально рассказывают о программе госгарантий, контролируют ее доступность и качество, информируют население о профилактических мероприятиях. Помимо этого, планируется открытие офисов по защите застрахованных в каждом субъекте, что даст возможность независимо от региона страхования осуществлять защиту прав застрахованных и работу по досудебному урегулированию споров при оказании медицинской помощи», – отметила Наталья Стадченко.
Сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев согласился, что система ОМС должна быть пациентоориентированной, а страховые медицинские организации прежде всего должны уделять внимание интересам застрахованных: «Пациента не интересует, какой штраф выпишет страховая компания медорганизации, его волнует, чтобы была оказана качественная медпомощь в нужные сроки. Я поддерживаю идею наделить страховые медицинские организации дополнительными полномочиями, но мы должны понимать, что это приведет к росту потока обращений к страховщикам, и при этом пациенты не должны слышать в ответ на свои обращения, что у страховой нет тех или иных полномочий, чтобы помочь решить проблемы пациента», – сказал он.
Эксперты отметили, что сегодня не каждая страховая компания может справиться с таким объёмом функций.
«Страховые компании, которые не в состоянии информировать пациентов об их правах и защищать их, должны уйти с рынка, им не зачем работать в этой системе, – заявила глава ФОМС Наталья Стадченко, – В этой связи, в настоящее время идет работа по внесению соответствующих изменений в действующее законодательство, позволяющее инициировать вывод с рынка неэффективных страховых медицинских организаций».
При подготовке публикации использованы материалам официального сайта Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Ссылка на новость: https://тфомсск.рф/~7TmCk