Мобилизационное приложение: чем индустрия здравоохранения ответит на санкции
Санкции США, ЕС и Великобритании, наложенные на Россию в связи со специальной военной операцией на Украине, взаимная приостановка авиасообщения, нарушение логистики по другим маршрутам и резкое изменение курса рубля по отношению к доллару и евро не могут не сказаться на положении дел в индустрии здравоохранения. В частности, в фармотрасли, где доля отечественного производства, по официальным данным, составляет всего 35%. Vademecum попросил представителей компаний – участников товаропроводящей цепочки фармрынка поделиться соображениями о перспективах развития событий и возможных мобилизационных усилиях.
Представитель российского фармпроизводителя
Для того чтобы делать реальные прогнозы, нужен более долгий срок, но уже сейчас ясно, что будет тяжело. Хотя у фармкомпаний с большим стажем имеется большой опыт работы в кризисных ситуациях.
В силу разных причин у фармкомпаний может сократиться ассортимент. Во-первых, вырастет себестоимость. Стоимость денег значительно увеличилась, есть проблемы с финансированием, все хотят предоплаты, тогда как недавно соглашались на отсрочки. Вырастет цена закупаемого сырья, материалов, даже упаковки – финский картон уже становится дефицитом.
Во-вторых, есть ограничение цен на препараты ЖНВЛП, а по прежним ценам в какой-то момент продавать товар будет невозможно. И тут встанет ребром вопрос с предельными отпускными ценами, и решения правительства в этом вопросе будут очень важны: потребуется изменить подход к ценообразованию. Какие-то товары могут стать недоступными и в силу других причин – например, логистических.
Запасы позволяют участникам рынка продержаться от месяца до трех по ключевым товарным позициям. Мы понимаем, что будет сложнее, и, чтобы избежать тотального дефицита, государство должно принять меры поддержки – признать какие-то предприятия системообразующими или как-то еще.
Иностранные компании, если исходить из опыта, возьмут паузу и замрут на какое-то время, будут предпринимать что-либо очень осторожно. Могут прекратиться поставки каких-то важных препаратов, которые не являются инновационными и бремя поставки которых компании несли на себе при низкой цене, поставляя их с перебоями.
Неплохой инициативой властей могло бы стать принятие документа, аналогичного 441-му постановлению правительства, утвердившему процедуру ускоренного одобрения лекарств. В регуляторике тоже потребуются инициативы, направленные на избежание дефицита. Принудительное лицензирование касается небольшой группы препаратов, хотя шума вокруг этого решения много. Может быть, такой механизм может быть задействован в онкологии, где привыкли к определенной номенклатуре и сложно перейти на более старые препараты. Но сложные препараты и технологически сложно сделать, даже если регуляторика это позволит, тем более на основе субстанций, которые выпускают, например, только в Европе. Но очевидно, что на международные соглашения, связанные с интеллектуальной собственностью, Россия будет теперь смотреть по-другому.
Представитель иностранного фармпроизводителя
Поставки не прервутся в ближайшие месяцы, так как ограничения не распространяются на медицинские товары. Однако встанет вопрос цены, и есть большие сомнения, что кто-то ради этого будет пересматривать предельные цены на ЖНВЛП.
Представитель иностранного фармпроизводителя
Вопрос номер один – логистика. То, что нет авиасообщения, не так проблематично, как возможные трудности на границе. Дальше встает вопрос цены. Конечно, мы будем предлагать пересмотреть предельные цены, но трудно представить, что существующая много лет система вдруг резко трансформируется. Очевидно, оригинальных инновационных препаратов, не имеющих пока аналогов, будет не хватать, а заменить их быстро не получится, даже при наличии механизма принудительного лицензирования.
Представитель дистрибьютора
Существует старый миф о неэластичности товара. В какой-то степени это верно, но при сильных пертурбациях потребители, во-первых, откажутся от «товаров комфорта», а, во-вторых, перейдут на более дешевые аналоги. В целом рынок может упасть в два раза, причем сократится не только в деньгах, но и в штуках.
Если государство пойдет на усиление регулирования, это только усугубит проблемы даже в отношениях с российскими производителями – лекарственное сырье-то по большей части импортное.
Да, цены на ЖНВЛП зафиксированы в рублях. Поэтому производитель или уйдет с рынка, или должен будет как-то поднять цены. Что должны сделать регуляторы? Если будет совсем плохо, то спонсировать закупки субстанций по товарам массового спроса – альфа-, бета-адреноблокаторы, простейшие антибиотики, противовирусные средства.
Представитель дистрибьютора
Во-первых, необходимо повысить предельные цены на жизненно важные лекарства.
Во-вторых, на уровне Минздрава пересмотреть условия участия в тендерах на поставки лекарств в больницы – с полугодовых и годовых контрактов в пользу краткосрочных, сроком до месяца. Эти меры помогут сохранить обеспеченность аптек и больниц отечественными препаратами.
Сохранить объемы импорта при текущих условиях не получится. Многие кардиологические, нейрохирургические и другие операции проводятся с использованием импортного оборудования и «расходников» – например, установка стентов при инфаркте миокарда.
Представитель аптечной сети
Главная проблема у всех дистрибьюторских, розничных компаний будет с ликвидностью. Поэтому дистрибьюторам, производителям не нужно делать резких движений по изменению условий работы, а аптечным сетям необходимо стараться наистрожайшим образом соблюдать дисциплину платежей.
Дистрибьюторы не приостанавливали отгрузки – они просто взяли некоторую паузу, разбирались с происходящим. Поскольку курс резко скакнул, возможно, идет некоторая переоценка товара, в том числе по инициативе производителей. Особенно значительно это коснулось импортных продуктов. Цены изменились на разные товары у разных дистрибьюторов по-разному, но ничего сверхъестественного в этом нет. Все успокоится, уладится, будем ждать хороших новостей от экономики и политики. Сейчас главное – самим не ударяться в истерию.
Представитель аптечной сети
Ситуация непростая: повышают цены дистрибьюторы, производители присылают письма о повышении цен, некоторые приостанавливают отгрузки. Когда вся логистика порушена, чего можно ожидать? Тем более с таким скачком курса доллара и евро. Что от нас зависит, мы делаем – собираем товар, продолжаем работать, успокаиваем людей.
Представитель аптечной сети
Ситуация непростая. Производители пока цены не поднимают, а дистрибьюторы – уже подняли. Сокращаются отсрочки, растет их стоимость. Кризис не первый, но этот кризис, наверное, будет очень непростым.
Растут закупочные цены на препараты не из перечня ЖНВЛП, а лекарств, входящих в перечень, у дистрибьюторов не хватает. Объемы, которые сети заказывают у дистрибьюторов, те в полной мере поставить не могут – либо боятся отгружать, не зная, что будет с курсом валют, либо у них нет товара из-за перебоев с логистикой. Дефицит позиций, по которым мы получаем отказы, растет.
Если говорить о будущем розничного рынка, тут могут лопнуть «пузыри», то есть все сети, у которых существует большой кассовый разрыв, большая разница между долгами и товаром в наличии с учетом растущей стоимости денег. Думаю, мало кто закладывал такую стоимость денег в свою бизнес-модель. Соответственно, при уменьшении отсрочек «пузыри» будут лопаться. А тех, у кого имеется достаточная финансовая подушка и кто готов к вызовам, покажет время.
Представитель инвестиционного фонда, ориентированного на фармрынок
Пока представляется только пессимистичный сценарий. Если будут прекращены поставки лекарств европейских производителей, то полностью их возместить за счет локального производства не удастся. Китайские фармсубстанции останутся доступны, индийские дженерики, скорее всего, тоже, плюс есть отечественные дженерики, пусть зачастую и не равнозначного оригинальным разработкам качества. Однако те препараты, производство которых не успели локализовать в России, могут оказаться в дефиците. Если нет, то значительное влияние окажет ценовой фактор – из-за курса валют, из-за резкого роста расходов на логистику. Надеюсь, будут пересмотрены предельные цены и хотя бы госзакупки будут продолжаться по тем ценам, которые всех устроят.
Теперь, что касается привлекательности отрасли для внешних инвесторов. Сам по себе российский фармрынок и раньше не был сильно им интересен, так как он небольшой и связан с различными рисками, взять то же отношение к патентному праву. А с учетом нынешней ситуации – тем более. Инвестору, скажем, из Дубая в этом смысле гораздо интереснее Китай, Индия и Бангладеш.
Опрос продолжается, материал будет дополняться.
Ссылка на оригинал: https://vademec.ru/news/2022/03/01/mobilizatsionnoe-prilozhenie-chem-industriya-zdravookhraneniya-otvetit-na-sanktsii-/