МИНЗДРАВ ОБЯЖЕТ КЛИНИКИ ОТЧИТЫВАТЬСЯ О ПЛАТНЫХ УСЛУГАХ
Подготовленный проект порядка в похожем виде уже выносился на общественное обсуждение в марте 2021 года, но далее не продвинулся, а наиболее актуальная его версия, с которой ознакомился Vademecum, сейчас дорабатывается совместно с участниками правительственной Комиссии по реализацию механизма «регуляторной гильотины». В случае принятия правила вступят в силу 1 марта 2022 года.
В пояснительной записке уточняется, что изменения позволят разделить потоки пациентов, получающих медпомощь за счет ОМС и на платной основе. Поэтому клиники, участвующие в реализации терпрограмм ОМС, должны вести отдельный учет лекарственных препаратов и расходных материалов, используемых в коммерческих отделениях, а также отправлять в ТФОМС «реестры счетов по платным медицинским услугам» по аналогии с документацией, оформляемой по ОМС. Порядок и форму такого вида отчетности, по замыслу авторов проекта постановления, позже должен утвердить Минздрав.
Согласно действующему законодательству, медорганизации не отчитываются об объемах и стоимости оказания платных медуслуг перед фондами ОМС либо страховыми медорганизациями, однако несут ответственность за качество предоставления таких услуг. Доля собственных доходов госмедучреждения отражается в бухгалтерской отчетности, доступной учредителю, то есть министерству или департаменту здравоохранения, и налоговым органам. Негосударственные клиники, работающие одновременно по ОМС и на платной основе, ведут раздельный учет и о коммерческих доходах отчитываются перед налоговой службой.
В нынешней редакции документа, как и ранее, не уточняется, распространяется ли порядок на частные клиники вне системы ОМС. Контроль за исполнением порядка возлагается на Росздравнадзор и Роспотребнадзор.
«Подмена бесплатных медицинских услуг платными недопустима», – подчеркивают авторы проекта. Также они предлагают обязать медорганизацию перед подписанием договора об оказании платных услуг с пациентом описывать в нем закрытый перечень процедур и манипуляций. В интернете и самой клинике планируется размещать не только прейскурант, но и стандарты медпомощи, требования к безопасности и сроки оказания услуг. Изменятся и формальные требования к составлению договора на оказание платных услуг – например, текст должен быть напечатан шрифтом не менее 14 пунктов.
Формулируется уже звучавшее ранее предложение – возложить на учредителя решение вопроса о том, как использовать в коммерческой деятельности больниц материально-техническую базу и медицинские кадры, задействованные в оказании медпомощи по ОМС. В этой части Минздрав уже пытался скорректировать правила предоставления платных медуслуг в 2019 году, однако документ, прошедший общественное обсуждение и отправленный на рассмотрение в Правительство РФ, так и не был принят.
Кроме того, предлагается ввести приоритетное право пациента на получение платной медпомощи во «внеочередном порядке», если тот не согласен со сроками ожидания медпомощи по ОМС, за исключением льготных категорий граждан. Однако не уточняется, каким образом в подобных ситуация будут соблюдены права других пациентов, которые получают медпомощь по ОМС.
По данным Аналитического центра Vademecum, в структуре доходов крупнейших региональных больниц третьего уровня платные услуги составляют в среднем 8,8%, но не более 17–20%. В федеральных медорганизациях этот показатель несколько выше – в среднем около 16%, но в некоторых случаях может достигать половину всей выручки клиники. В 2020 году ТОП100 федцентров и ТОП50 региональных больниц заработали на платных услугах в общей сложности 64 млрд рублей. Общий объем этого сегмента, по оценкам Росстата, в 2020 году составил 680,6 млрд рублей.
UPD. Минздрав РФ 2 ноября опубликовал доработанную версию проекта Порядка для общественного обсуждения. В ней было исключено требование отправлять в ТФОМС реестры счетов об оказанных платных услугах, но уточняется, что в случае обращения пациента клиника предоставляет в контрольные (надзорные) органы «запрашиваемую информацию» об оказанных платных медуслугах.
Основная цель документа та же – разграничить платные и бесплатные медуслуги. Например, в карточке проекта уточняется: «В настоящее время имеются факты, когда государственные и муниципальные медицинские организации, стремясь увеличить объем своего финансового обеспечения за счет внебюджетных источников, навязывают гражданам оказание платных медицинских услуг», возможность чего обновленные правила исключают.