Медицинская газета от 28.03.2018 № 12 «Система обеспечила финансовую стабильность»
Одними из важнейших и сложных задач, поставленных перед системой здравоохранения, остаются доступность и качество медицинской помощи. Здесь очень высока роль системы ОМС, обеспечивающей права застрахованных граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
Своё мнение о ситуации в части финансовой стабильности работы отрасли высказала председатель Федерального фонда ОМС Наталья СТАДЧЕНКО.
– Наталья Николаевна, что бы вы назвали достижением системы ОМС в последние годы?
– Думаю, что система ОМС внесла серьёзный вклад в доступность медицинской помощи всему населению страны. До 2013 г. базовая программа обязательного медицинского страхования была дефицитна. Мы добились бездефицитности территориальных программ ОМС в субъектах РФ. Для этого размер субвенции ФОМС постоянно увеличивался с 2012 г. с 640,6 млрд до 1 870,5 млрд руб., или в 2,9 раза. Только в 2018 г. прирост субвенции к прошлому году составит 333.2 млрд руб., или 21,7%.
В результате отмечается устойчивый рост и подушевого норматива финансирования за счёт средств ОМС, который в 2018 г. составил 10 812,78 руб., что на 21,5% выше по отношению к 2017 г. Ещё в прошлом году он был 8896 руб. на одного застрахованного.
С 2013 г. мы перешли к финансированию базовой программы ОМС по единым для всей страны подушевым нормативам в условиях бездефицитных программ ОМС, и ровно с этого момента стало возможным решать задачу обеспечения равной доступности медицинской помощи на всей территории РФ.
– Как известно, в программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи большую часть составляет базовая программа ОМС. Кажется, что скоро она будет финансировать все расходы отечественного здравоохранения…
– Нет, до этого ещё далеко, бюджетная составляющая остаётся. Но базовая программа ОМС действительно постоянно расширяется. С 2013 г. в неё включены диспансеризация всего взрослого и детского населения, ЭКО, скорая медицинская помощь. При формировании её приоритетными задачами остаются развитие профилактического направления, неотложной и высокотехнологичной медицинской помощи, стационарозамещающих технологий, повышение их доступности. И они чётко прописаны и решаются. За период 2013-2017 гг. среднее количество посещений с профилактической целью увеличилось на 15%. Финансовые затраты за счёт средств ОМС на одно посещение увеличились на 41%.
– С 2014 г. высокотехнологичная медицинская помощь финансируется за счёт средств бюджета Федерального фонда. Когда принималось такое решение, высказывались опасения, что это приведёт к уменьшению объёмов финансирования ВМП. Но можно констатировать, что всё произошло наоборот…
– Я согласна с вашей оценкой. В 4 раза выросло общее количество оказанной ВМП: в 2014 г. пролечено 228.3 тыс. человек на общую сумму 28,6 млрд руб., а в 2017 г. ВМП получили уже 1 040,2 тыс. человек с финансовым обеспечением 173,7 млрд.
– Пять лет назад был осуществлён переход на единые требования и методику оплаты медицинской помощи по клинико-статистическим группам. Будет ли совершенствоваться модель КСГ или она останется неизменной?
– Следует отметить, что ещё в 2012 г. дифференциация тарифов на сопоставимую медицинскую помощь в субъектах Российской Федерации различалась в десятки раз. И с 2013 г. был осуществлён переход на единые требования и методику по оплате медицинской помощи, включая оплату по клинико-статистическим группам, принят приказ Федерального фонда ОМС «Об установлении требований к структуре и содержанию тарифного соглашения», а также теперь ежегодно утверждаются методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи. Благодаря этому разница в тарифах была нивелирована, и возможные различия в тарификации медицинской помощи в регионах на сегодняшний день составляют не более 20%.
Одновременно модель КСГ постоянно совершенствовалась путём расширения и увеличения количества групп, в них включались новые диагностические исследования и методы лечения.
– Как изменится тарифная политика Федерального фонда в этом году?
– Главные перемены запланированы по нескольким направлениям. Первое – финансовое обеспечение гериатрической службы. Не думаю, что следует обосновывать важность и сложность оказания медицинской помощи пациентам старше 65 лет. Дальнейшее решение задачи по увеличению продолжительности жизни россиян возраста 70+ требует уже значительного улучшения уровня и качества медицинской помощи для лиц старшего поколения. Поэтому с этого года у нас в системе впервые выделена КСГ по профилю «Гериатрия», учитывающая сложность лечения таких больных. Госпитали для ветеранов войн отнесены к более высокому уровню тарифов. Всё это позволяет предоставить данной категории пациентов медицинскую помощь в полном объёме, несмотря на особенности лечения людей пожилого возраста. Следующим приоритетом, позволяющим снизить риск прогрессирования заболеваний, станет медицинская реабилитация. С 2018 г. предусмотрен дифференцированный подход в оплате медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация». Для этого применяется шкала маршрутизации, позволяющая оказывать дорогостоящую реабилитационную помощь пациентам, которые в ней нуждаются. И, наконец, самым важным приоритетом станет совершенствование оказания медицинской помощи по онкологии. По этому профилю введены 18 новых КСГ, которые учитывают и включают расходы на химиотерапию как в круглосуточном, так и в дневном стационаре и дифференцированы по 267 схемам лечения в зависимости от назначаемого лекарственного препарата.
Лечебные учреждения благодаря этому смогут на совершенно другом качественном уровне обеспечить проведение химиотерапии в дневном стационаре. Сразу скажу, что мы не допустим установления регионами заниженных тарифов на оказание медицинской помощи по этому профилю, в том числе недофинансирования больниц в части приобретения лекарственных средств. Специалисты фонда уже проводили всесторонний анализ тарифных соглашений субъектов РФ по оплате медицинской помощи по онкологическому направлению. Тогда было выявлено занижение тарифов на химиотерапию в 37 территориях. Но мы добились того, что все выявленные нарушения были устранены. Так же будем действовать и дальше. При этом сроки ожидания пациентом госпитализации в стационар сокращены до 14 дней с момента установления онкологического диагноза.
Ещё одна новация программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2018-2020 гг. – новый способ оплаты медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования медицинских организаций, являющихся самостоятельными юридическими лицами, расположенными в том числе в сельской местности, в отдалённых, труднодоступных и малонаселённых районах. Это позволит учитывать особенности амбулаторий и сельских больниц при расчёте подушевого норматива, повысит доступность медицинской помощи для граждан, а также поддержит стабильный доход данных медицинских организаций.
– В чём заключается на деле принцип пациенториентированности в ОМС?
– Речь идёт о персонифицированном сопровождении каждого застрахованного. Изменяется алгоритм деятельности страховых медицинских организаций. Его дополняет институт страховых представителей, который поможет нам обеспечить оптимальную маршрутизацию пациентов, индивидуальное информирование о необходимости прохождения диспансеризации и профилактических осмотров. С 2018 г. контроль за выполнением профилактических и лечебных мероприятий, сопровождение и поддержку пациента на всех медицинских этапах обеспечивают страховые поверенные.
Если на стадии запуска проекта граждан сопровождали порядка 800 страховых представителей первого уровня, то на сегодняшний день страховых представителей первого и второго уровней работает уже более 7,5 тыс. специалистов. Сегодня время дозвона человека со своим вопросом в созданные контакт-центры не превышает 20 секунд.
Благодаря совместным действиям медицинских организаций и страховых представителей за 2017 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 6,2% увеличилось количество граждан, прошедших 1-й этап диспансеризации. Страховые представители по предъявленным счетам за оказанную медицинскую помощь видят, что человек «пришёл» на диспансеризацию, а если нет, то напоминают и разъясняют о необходимости её прохождения. Если пациент направляется на 2-й этап диспансеризации, то страховые представители приглашают его пройти назначенные обследования и консультации специалистов.
С 2018 г. начали свою работу страховые представители третьего уровня. Перед ними поставлена задача – мотивирование населения к выполнению рекомендаций врача как по итогам диспансеризации, так и при условии постановки пациента на диспансерный учёт. В случае постановки на диспансерный учёт по заболеванию страховой представитель третьего уровня работает с каждым пациентом индивидуально с учётом его диагноза, напоминает о необходимости приёма лекарственных препаратов, назначенных лечащим врачом. Также он сопровождает пациента при направлении на госпитализацию.
– Наталья Николаевна, а создана ли необходимая нормативная правовая база для работы страховых представителей?
– Институт страховых представителей является уникальным инструментом в практике российского здравоохранения, обеспечивающим информационное сопровождение граждан на всех этапах оказания медицинской помощи. Поэтому мы уделяли большое внимание организации их работы и полностью сформировали нормативную правовую базу. Необходимо подчеркнуть, что подготовка и учёба этих сотрудников страховых компаний осуществлялась только за счёт средств самих СМО. Они обязаны организовать учёбу своих сотрудников с учётом пациенториентированности, так как ОМС является социальной сферой и страховая организация должна стать настоящим помощником для каждого конкретного человека, застрахованного по ОМС. Сегодня мы должны уже говорить о создании системы непрерывной подготовки страховщиков по аналогии с подобной, которая существует в системе подготовки врачей в здравоохранении.
– Как известно, установлена возможность направления финансовых средств, полученных по результатам контрольно-экспертных мероприятий, на профилактику нарушений и повышение качества медицинской помощи. Как используются эти средства?
– С 2016 г. после внесения изменений в законодательство был уменьшен в 2 раза размер финансирования, направляемых страховыми медицинскими организациями на формирование собственных средств, который они получали ранее в виде штрафных санкций по результатам проводимых экспертных мероприятий.
Таким образом, в 2016-2017 г г. территориальными фондами сформирован нормированный страховой запас в размере 16,5 млрд руб. на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования. При этом в ряде регионов отмечается неполное использование данных средств: так, в 2016 г. использовано 3,9 млрд руб., в 2017 г. – 7,2 млрд. Конечно, мы будем добиваться, чтобы эти средства активнее направлялись на вышеперечисленные цели.
– Хватит ли средств у Федерального фонда на поддержание достойного уровня заработной платы медицинских работников после 2018 г.?
– Цифры говорят сами за себя. Субвенция на базовую программу ОМС на 2018 г. увеличена на 333,2 млрд руб., из них 313 млрд предусмотрены на зарплату медицинским работникам согласно Указу Президента Российской Федерации № 597 «О мерах реализации государственной социальной политики».
Размер утверждённой в этом году субвенции полностью обеспечит достижение показателей по заработной плате «указных» категорий медицинских работников. Что касается 2019 и 2020 гг., то предусмотрен рост заработной платы «указных» категорий медицинских работников на 4% ежегодно по отношению к уровню, достигнутому в 2018 г.
В прошлом году мы отметили значительный рост заработной платы у врачей – на 28% в сравнении с 2016 г. , а также существенное увеличение по младшему медицинскому персоналу: рост заработной платы в 2017 г. – 16,6%.
– В реальной жизни всегда много проблем, с которыми сталкиваются лечебные учреждения. Но справедливости ради можно признать, что многие из них в медицинских организациях решаются благодаря действующей системе ОМС?
– Рыночная экономика, в которой страна начала развиваться с 90-х годов прошлого столетия, не является саморегулирующейся системой, и поэтому в таких чувствительных сферах общества, как здравоохранение, необходимо участие государства с целью предотвращения роста социального неравенства. Невозможно было сохранить бюджетную модель в условиях многоукладной экономики страны, с другой стороны, стояла задача обеспечения конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, поэтому и был введён с 1993 г. современный социально-экономический механизм – обязательное медицинское страхование граждан.
В этом году системе ОМС исполняется 25 лет. В непростые для нашей страны 90-е годы прошлого столетия система помогла выжить отрасли здравоохранения, сберегла кадры, инфраструктуру, сохранила для граждан нашей страны бесплатную и доступную медицинскую помощь.
С тех пор система ОМС заметно нарастила свой потенциал, и сегодня она является экономическим стержнем, основой здравоохранения. Средства ОМС использовались при реализации приоритетных государственных программ и проектов – «Здоровье», «Земский доктор», – региональных программ модернизации здравоохранения.
В 2012 г. Указами Президента РФ перед системой была поставлена важнейшая задача по повышению заработной платы медицинским работникам. Все эти годы Федеральный фонд совместно с ТФОМС в постоянном онлайн-режиме осуществлял мониторинг исполнения дорожной карты. На сегодняшний день целевые показатели повышения заработной платы медицинских работников в сфере обязательного медицинского страхования достигнуты в полном объёме – заработная плата врачей составляет 200% от среднего трудового дохода по экономике, среднего медицинского персонала – 100%, младшего медицинского персонала – 100%.
Беседу вёл Алексей ПАПЫРИН,
обозреватель «МГ».
Ссылка на новость: https://тфомсск.рф/~Gclky