Медицинская газета от 03.10.2018 № 39 «Главные цифры бюджета ФОМС»
Предварительное рассмотрение проектов федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. в части расходов на здравоохранение и бюджета ФОМС состоялось на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья.
Заседание прошло при участии представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Наталья Хорова сообщила, что на реализацию мероприятий госпрограммы «Развитие здравоохранения» с 2019 по 2021 гг. планируется направить 1 961,5 млрд руб. Из них в 2019 г. общий объем расходов в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» составит 506,3 млрд. руб., что выше уровня прошлого года на 31%. А уже в 2020 г. совокупный объем ресурсов на реализацию госпрограммы запланирован в объеме 760,9 млрд. руб., в 2021 году - свыше 694 млрд. руб. При этом она пояснила, что основным фактором, влияющим на увеличение расходов на госпрограмму, стало включение в нее средств на мероприятия национального проекта «Здравоохранение», которые будут реализовываться с 2019 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.
В составе национального проекта «Здравоохранение» предусмотрены расходы по восьми федеральным проектам: развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи, борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, борьба с онкологическими заболеваниями, развитие детского здравоохранения, обеспечение квалифицированными кадрами, развитие сети национальных медицинских исследовательских центров, создание единого цифрового контура здравоохранения, развитие экспорта медицинских услуг.
С подробным докладом о проекте бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг. выступила Председатель Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко. Она изложила участникам заседания основные показатели и новые подходы к формированию и расходованию средств бюджетов федерального и территориальных фондов ОМС.
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2019 г. предусмотрен в размере 2 098,2 млрд. руб., на 2020 г. – 2 349,9 млрд. руб., на 2021 г. – 2 495,8 млрд. руб.
Страховые взносы за работающих рассчитаны по методике, утвержденной Федеральной налоговой службой. За работающее население планируется собрать в 2019 г. 1 299,9 млрд. руб., в 2020 г. – 1 358,7 млрд. руб., в 2021 г. – 1 450,0 млрд. руб.
В условиях изменения законодательства об обязательном медицинском страховании в части совершенствования персонифицированного учета застрахованных лиц, численность неработающих на 1 января года определяется по методике, согласно которой, если человек единожды работал в году, он считается работающим.
Это повлияло на уменьшение численности неработающих лиц почти на 5 млн чел. (на 1 апреля 2017 г. было 84,9 млн, на 1 января 2018 г. стало 80 млн чел.).
Для приведения в соответствие с существующей идеологией распределения субвенции по субъектам Российской Федерации, которая учитывает соотношение заработной платы в регионе к средней заработной плате по Российской Федерации, предложено такой же подход применять при расчете платежа на неработающее население.
За неработающих в 2019 г. поступит 719,3 млрд. руб., в 2020 г. – 746,9 млрд. руб., в 2021 г. – 776,5 млрд. руб.
Запланированы межбюджетные трансферты из федерального бюджета:
- на оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями на 2019 г. - 70,0 млрд. руб., на 2020 г. – 120,0 млрд. руб., на 2021 г. – 140,0 млрд. руб.
- на обеспечение нестраховых расходов (ВМП, не включенная в базовую программу ОМС, и родовой сертификат) в 2020 году – 114,8 млрд. руб., в 2021 г. – 119,1 млрд. руб.;
- на компенсацию выпадающих доходов на 2019 г. - 9,0 млрд. руб., на 2020 г. – 9,5 млрд. руб., на 2021 год – 10,1 млрд. руб.
Общие расходы бюджета составят на 2019 г. 2 190,4 млрд. руб., на 2020 год – 2 350,5 млрд. рублей, на 2021 год – 2 501,5 млрд. рублей.
Реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 является безусловным приоритетом. Важнейшее значение приобретает усовершенствование методики определения субвенции на реализацию базовой программы ОМС. В связи с этим учитывается сложившая структура соотношения заработной платы и прочих расходов, которая составляет 70/30, и применяется в Методике по распределению субвенции.
Размер субвенции составит на 2019 г. 2 068,5 млрд. руб., на 2020 г. – 2 225,5 млрд. рублей, на 2021 г. – 2 371,8 млрд. руб.
Субвенция учитывает:
- сохранение соотношения заработной платы врачей на уровне 200%, среднего медицинского персонала - 100% к среднему трудовому доходу по региону;
- увеличение заработной платы младшего медицинского персонала ежегодно на индекс потребительских цен с 1 января.
- увеличение численности медицинского персонала первичного звена в целях устранения кадровых диспропорций и дефицита по отдельным специальностям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204;
- увеличение предельного значения индекса бюджетных расходов с 3 до 4,5;
- оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения.
Расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу, запланированы на 2019 г. в размере 100,8 млрд. руб., на 2020 г. – 103,9 млрд. руб., на 2021 г. – 109,0 млрд. руб. По данной медицинской помощи также сохранено соотношение заработной платы медицинских работников и включены четыре новых видов ВМП, включая протонную терапию.
На оплату родового сертификата для перечисления Фонду социального страхования Российской Федерации предусматривается на 2019 г. - 15,9 млрд. руб., на 2020 г. – 15,9 млрд. руб., на 2021 г. – 15,6 млрд. руб.
Дефицит бюджета Фонда в 2019 - 2021 гг. будет обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета Фонда.
Подводя итоги расширенного заседания Комитета, на котором впервые было апробировано предварительное обсуждение проектов федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг., касающееся расходов на здравоохранение и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов сообщил, что состоялся обстоятельный, заинтересованный разговор законодателей с представителями исполнительной власти. И до внесения окончательной версии главного финансового документа страны на рассмотрение Государственной Думы депутаты услышали о главных направлениях бюджета здравоохранения.
Павел Алексеев.